Финансовое планирование и бюджетирование: какие подходы могут быть эффективными для бизнеса
В современных условиях невозможно представить успешный бизнес без грамотно поставленного финансового плана и бюджета. Если руководство компании не имеет точного и полного понимания о объемах денежных поступлений и расходов как в настоящий момент, так и в будущем, в худшем случае бизнес может столкнуться с банкротством. Поэтому финансовое планирование, прогнозирование и бюджетирование являются неотъемлемыми компонентами менеджмента на любом предприятии. В данной статье мы расскажем об этих понятиях, объясним взаимосвязь и разницу между ними, а также расскажем о методах организации эффективного финансового планирования.
Финансовое планирование и бюджетирование – два взаимосвязанных понятия. Хотя многие путают их, следует понимать их отличия.
Финансовое планирование – это стратегия распределения денежных ресурсов, как текущих, так и ожидаемых, чтобы удовлетворить потребности предприятия. Здесь цель состоит в расчете расходов таким образом, чтобы бизнес мог уверенно развиваться и приносить прибыль, обязательства перед государством, клиентами и кредиторами были выполнены. В финансовых планах отражены источники доходов, цели расходов, графики платежей и поступлений за долгосрочный период.
Расчеты для финансового планирования базируются на достоверных данных, таких как бухгалтерская отчетность, инвестиционные программы, производственные сметы и другие. Это позволяет с высокой точностью планировать расходы на длительный период (до нескольких лет).
Прогнозирование – это похожая функция, но вместо точных данных используются предполагаемые данные. Например, на основе анализа рынка можно делать предположения о скором росте цен на производимый товар, но достоверно этого утверждать нельзя.
Бюджетирование – это инструмент, который является составной частью финансового планирования. Это система управления денежными ресурсами компании, ее доходами и расходами, рассчитанная на короткий период (как правило, до года). Отличительная особенность бюджетирования в том, что в нем заложена возможность контроля экономического положения и количественных результатов работы предприятия.
В соответствии с разработанной финансовой стратегией формируется структура бюджетов – это планы поступлений и затрат – по разным направлениям бизнеса, подразделениям, отдельно взятым проектам. Устанавливаются желаемые значения показателей. По мере исполнения бюджетов производится учет операций. Далее с помощью план-фактного анализа отслеживается эффективность. Выясняется, соответствуют ли реальные показатели запланированным значениям, и, если нет, устанавливаются причины расхождений. На основе сделанных выводов вносятся коррективы в существующую систему управления денежными ресурсами.
Если финансовое планирование ставит общие цели, то бюджетирование позволяет разработать практические способы их достижения. Одно не может существовать без другого. Бюджетирование также помогает контролировать использование ресурсов компании и служит инструментом управления персоналом. Когда сотрудники знают четкий план, они хорошо понимают, к каким показателям нужно стремиться и что для этого делать. Благодаря бюджетированию на предприятии устанавливается финансовая дисциплина.
Цель финансового планирования, а именно бюджетирования, заключается в том, чтобы поддерживать баланс между денежными ресурсами и потребностями организации, а также распределить средства по наиболее выгодным направлениям. Для достижения этой цели необходимо решать множество задач. Финансовое планирование на предприятии позволяет:
- Определить скрытые резервы, которые могут увеличить прибыль компании (например, сделать более эффективное использование производственных мощностей и улучшить качество продукции);
- Установить, какие направления работы приносят предприятию наибольший доход;
- Соотнести денежные ресурсы с производственным планом и сделать выводы о том, достаточно ли средств у компании для реализации всех показателей;
- Обеспечить исполнение обязательств перед государством, кредитными организациями, поставщиками и клиентами (например, своевременно выплатить налоги и погасить долги);
- Определить финансовые риски и найти способы их снижения;
- Узнать, нуждается ли предприятие во внешнем финансировании;
- Установить контроль за работой каждого подразделения и оперативно отслеживать результаты.
Бюджетирование, как инструмент финансового планирования, решает следующие задачи:
- Составление планов показателей на определенный период времени (обычно на год) для каждого направления работы компании. Бюджетная структура зависит от особенностей конкретного бизнеса. На разных предприятиях, кроме основных бюджетов (доходов и расходов, движения денежных средств, прогнозного баланса), разрабатываются многочисленные дополнительные планы и сметы - на продажи, на производство, на амортизацию, на налоги, на отдельные проекты и т.д.
- Обеспечение взаимосвязи между бюджетами. Благодаря этому все подразделения компании работают согласованно для достижения общих целей.
- Разделение ответственности. Бюджетирование позволяет четко разграничить сферы деятельности, каждый сотрудник занят своей работой, и никому не приходится выполнять чужую работу.
- Контроль реализации бюджетов с помощью план-фактного анализа. Реальные данные, полученные за изучаемый период, сравниваются с плановыми показателями, выясняется, есть ли между ними расхождения. Такое сравнение позволяет понять, какие бизнес-процессы требуют оптимизации и что именно нужно сделать в первую очередь.
В настоящее время принято классифицировать финансовое планирование с учетом различных признаков. Один из наиболее распространенных критериев - это сроки. Таким образом, финансовое планирование и прогнозирование на предприятии может быть стратегическим, текущим и оперативным.
Однако кроме этого критерия, виды планирования могут быть классифицированы и по другим основаниям. Например, они могут быть различными в зависимости от объекта. Два основных вида финансового планирования по данному критерию - это финансовое планирование и налоговое планирование. В свою очередь, налоговое планирование бывает как стратегическим, так и текущим.
Стратегическое планирование является самым долгосрочным - в среднем до 5 лет. Его задача заключается в определении тенденций развития компании на длительный период и установлении путей достижения целей. Во время стратегического планирования выявляется необходимость финансирования предприятия, устанавливаются способы привлечения ресурсов и проводится прогнозирование результатов.
Текущее планирование охватывает период до 1 года. Оно строится на основе разработанной финансовой стратегии, с долгосрочными целями с течением времени выносятся на промежуточные. Затем составляются годовые планы расходов и прибылей, при этом главным инструментом текущего планирования является бюджетирование.
Оперативное планирование - это низший уровень постановки задач, который подразумевает разработку конкретных алгоритмов (планов, графиков) для сотрудников подразделений и рассчитан на период до 3 месяцев. Оно включает контроль за выполнением заданий.
Существует множество методов финансового планирования и прогнозирования, которые могут применяться в каждом из вариантов планирования на предприятии. Экспертные оценки - это подход, основанный на мнениях специалистов в соответствующих областях. Методы экстраполяции определяют тенденции развития планируемого объекта. Методы моделирования предусматривают построение математических моделей, а нормативный метод учитывает уже существующие нормы. Балансовый метод заключается в установлении равновесия между поступающими ресурсами и их затратами.
Эффективное финансовое планирование является ключевым для любого бизнеса. Без адекватной оценки перспектив развития, определения допустимых объемов затрат, приоритетных направлений использования денежных ресурсов и потребностей в инвестициях, невозможно развивать свой бизнес.
Фото: freepik.com