Для чего нужны корпоративные социальные сети бизнесу и в чем уникальность продукта

Для чего нужны корпоративные социальные сети бизнесу и в чем уникальность продукта

Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современного человека, без которых трудно представить повседневность. Такие инструменты общения разрушили многие границы и открыли возможность общения практически в любое время суток. Однако есть еще один тип социальных сетей – корпоративные, которые в рамках одной компании помогают сотрудникам не только находиться на связи, но и чувствовать себя частью команды. О создании новой корпоративной соцсети LOQUI BUSINESS для бизнеса мы беседовали с ее основателем – Дмитрием Бенцем. Этот инновационный инструмент выглядит необычным, но обладает огромным потенциалом и обещает превзойти ожидания в ближайшем будущем.

В настоящее время корпоративные социальные сети становятся все популярнее и востребованнее. Стремительно растущее влияние интернета на умы людей по всему миру приводит к тому, что социальные сети вытесняют телевидение и печатные СМИ из жизни людей. Сети были задуманы в первую очередь как развлечение, но бизнес начал понимать их пользу и включаться в процесс. Почти любая компания, деятельность которой связана с привлечением клиентов, имеет страничку в социальных сетях, таких как Facebook или «ВКонтакте». Разработчики социальных сетей шагнули дальше, и теперь мы видим социальные сети не только в компаниях, но и компании в социальных сетях.

Примерно несколько лет назад российские работодатели не были готовы рассматривать возможность внедрения корпоративных социальных сетей в своих фирмах, полагая, что это бессмысленная игрушка, отвлекающая сотрудников от работы. Некоторые и сегодня считают, что социальные сети — это нечто, на что сотрудники тратят рабочее время. По данным исследования Ipsos для Microsoft, в настоящее время доступ к социальным сетям полностью запрещен в 34% отечественных компаний. Тем не менее, около 40% сотрудников считают, что социальные сети будут способствовать эффективному взаимодействию с коллегами.

Ситуация медленно, но верно меняется. Наиболее прогрессивные работодатели начинают понимать, как удобно работать с сотрудниками, которые практически в любое время находятся на связи и вовлечены в процесс. Корпоративные социальные сети также становятся неотъемлемой частью организационной культуры. Внедрение корпоративной социальной сети не приводит к быстрым материальным результатам, но позволяет повысить уровень вовлеченности персонала, уменьшить время, затрачиваемое на обучение новых сотрудников, и создать сплоченный коллектив. Оценить ROI в этом случае можно только косвенно, однако невозможно не заметить, как лояльность сотрудников положительно сказывается на результате работы компании. Корпоративная социальная сеть обладает всеми преимуществами обычной социальной сети: скоростью обмена информацией, простотой использования, дружественным интерфейсом, поддержкой мобильных устройств, легкостью создания профиля и новых контактов, использованием общей базы знаний и возможностью коллективного обсуждения задач.

Кроме того, корпоративные социальные сети позволяют сотрудникам минимизировать затраты рабочего времени на поиск нужной информации и способствуют оптимальной организации работы, особенно в крупных организациях с филиалами в разных регионах, где корпоративная социальная сеть позволяет установить коммуникацию как между коллегами, так и между руководством и рядовыми сотрудниками.

Международный опыт показывает, что в тех компаниях, где корпоративные социальные сети уже внедрены, сотрудники используют их главным образом для общения по рабочим вопросам. Примером может служить медицинская страховая компания Humana, в которой корпоративной сетью пользуется 26 тысяч человек, имеется 1200 групп самой разной тематики — от музыки до цветоводства. В этой компании 70% времени общения в социальной сети тратится на обсуждение рабочих тем, а не на личную болтовню. Корпоративные социальные сети также способны снизить интерес сотрудников к обычным социальным сетям в рабочее время.

Корпоративные социальные сети – эффективный инструмент бизнес-процессов компании. В своих исследованиях ученые Гарвардского университета выяснили, что внутренние соцсети ускоряют доступ к информационной базе на 71%, сокращают расходы на командировки на 68%, улучшают управление документооборотом на 63%, уменьшают расходы на связь на 48%, а удовлетворенность сотрудников повышают на 56%. Агентство внутренних коммуникаторов сообщает, что внедрение соцсетей может повысить вовлеченность сотрудников в работу на 25%, а количество предложений, поданных сотрудниками, может возрасти на 48%, количество внедренных идей – на 25%, а число увольнений – уменьшиться на 7%. Но все же, результаты внедрения социальных сетей зависят от организации, а не от инструмента самого по себе. Если руководитель компании не будет предпринимать никаких действий, кроме установки корпоративной соцсети, то ожидать значительного положительного эффекта не приходится. К тому же, процентное выражение эффективности использования соцсетей абсолютно условно. Аналитики Gartner считают, что оценку окупаемости нужно производить исходя из количества подключенных сотрудников, количества публикаций в блогах или постов, а также по количеству внутрикорпоративных сообщений. В случае наблюдения положительной динамики можно говорить о популярности соцсети среди сотрудников. Однако, после того как социальная сеть была успешно внедрена, можно переходить к оценке ее эффективности.

Какие функции есть у корпоративной социальной сети для бизнеса?

Если говорить о функционале, то стандартная корпоративная социальная сеть компании обладает всеми функциями, которые есть у обычной соцсети, например, возможность создания личных страниц сотрудников, блогов, рабочих групп и сообществ, обмен файлами, подписка на новости, организация дискуссий, создание информационных баз и т.д. В данной статье мы рассмотрим несколько основных функций корпоративной соцсети, используя нашу сеть LOQUI BUSINESS в качестве примера.

  1. Публикация контента. Сотрудники могут самостоятельно размещать любой контент, от текстов до мультимедиа. В корпоративных порталах, как правило, основную массу контента создает администратор, и возможность размещения контента у обычных пользователей ограничена.
  2. Инструменты для обсуждения. Включают чаты, блоги, отзывы и комментарии. С их помощью сотрудники могут общаться по различным вопросам и поводам, делятся наработками и результатами. Совместное обсуждение нередко позволяет решить сложные задачи.
  3. Уведомления и напоминания. Руководство может донести важную и актуальную информацию до всех сотрудников, а сотрудники, в свою очередь, всегда в курсе последних новостей в компании.
  4. Календарь. Очень удобная функция, которая позволяет получать напоминания на телефон о планерках, совещаниях, встречах и других событиях. Сотрудники ничего не пропустят и никуда не опоздают.
  5. Информационная лента. Это своего рода новости из жизни главного офиса и филиалов, причем каждый сотрудник имеет возможность публиковать их самостоятельно. Для совместной работы есть ленты по отделам, в которых можно делиться рабочей информацией, вести обсуждения, предлагать идеи. Существует возможность настройки LOQUI чтобы сделать эти ленты закрытыми или открытыми для других подразделений.
  6. Персональные RSS-потоки. Это полезная функция для коллег, которые тесно взаимодействуют по конкретному проекту или имеют общие интересы. Если вы подписались на ленту сотрудника, то можете видеть всю его активность в сети, как рабочую, так и нерабочую.
  7. Товары и услуги. При разработке LOQUI мы учли опыт корпоративных порталов, где эта функция является наиболее востребованной. С ее помощью сотрудники могут публиковать личные объявления, например, о продаже машины, шубы или о поиске единомышленников для похода в горы. Мы стараемся сделать сеть максимально полезной не только для рабочей деятельности сотрудника, но и для нерабочей.
  8. Контакты. Это доступ к контактной базе компании. Найти конкретного сотрудника можно не только по его имени, но и по должности или филиалу. Незаменима для новичков, поскольку позволяет им легче ориентироваться в компании.

В целом, соцсеть для бизнеса является полезным инструментом для повышения эффективности внутренней коммуникации и общения между сотрудниками.

Как востребованы корпоративные социальные сети на российском рынке? Об этом рассказывает Д.Б., который утверждает, что востребованность таких социальных сетей с каждым годом увеличивается. Если в начале их появления они были игнорируемы, то сейчас перспективы рынка значительно обнадеживают. По прогнозам экспертов, бизнес-социальные сети могут заменить многие другие коммуникационные приложения в ближайшие несколько лет.

Тем не менее, как считают эксперты, процесс внедрения корпоративных социальных систем в России находится на ранней стадии развития, многие руководители слишком консервативны и не видят моментальной отдачи от использования таких социальных сетей.

На сегодняшний день на российском рынке представлено ПО как крупных мировых компаний, так и отечественных разработчиков. Кроме того, продукция последних адаптирована под российские реалии. Среди десяти самых популярных решений можно назвать «Битрикс24», Jive, Yammer, «Пряники», IBM Connections, Facebook Workplace, Salesforce Chatter, Podio, CyberCloud и DaOffice.

Важно отметить, что чисто социальных сетей среди них единицы. К примеру, это Facebook Workplace, DaOffice и отечественные «Пряники». В основном же речь идет о социальных интранетах. Что касается IBM Connections, то, хотя они и называют сами себя корпоративной социальной сетью, на мой взгляд, это все же скорее портал, поскольку в нем есть рабочий функционал. Однако, эксперты считают, что в ближайшем будущем объем продуктов с ярко выраженными социальными функциями возрастет и ситуация начнет меняться.

Многие пользователи часто путают в своих представлениях понятия «корпоративный портал», «корпоративная (социальная) сеть» и «интранет». В чем же основное различие между этими ресурсами?

Согласно руководителю компании, Д.Б., почти у каждой компании, заботящейся о развитии внутренних коммуникаций и сохранении информационной базы, уже имеется корпоративный портал или интранет. Кроме того, на рынке представлено множество вариантов корпоративных порталов, наиболее популярными из которых являются SharePoint от Microsoft, DeskWork, WSS Portal, IBM, WebSphere Portal и Oracle WebCenter Portal. Однако, как отмечает Д.Б., в большинстве случаев эти порталы оказываются заброшенными и неиспользуемыми.

Таким образом, непонимание различий между порталом и сетью иногда приводит к недоверию руководства компаний к последним и желанию избежать лишних затрат на дублирующиеся решения.

Вопрос заключается в том, чем же портал отличается от сети. Сеть и портал являются совершенно разными ресурсами.

Во-первых, портал предназначен для совместной работы и обмена информацией внутри компании, но не для свободного общения. Это среда для постановки задач и хранения данных, а также для обмена информацией между сотрудниками. Общаться на портале очень сложно, например, когда там ведется учет времени или ставятся рабочие задачи. Создатели корпоративной социальной сети стремятся создать именно такой «социальный» продукт, который будет «в противовес» порталу, позволяя формировать внутренние коммуникации компании в закрытом окружении.

Во-вторых, в отличие от портала, в сеть все основные действия выполняют сами пользователи. В сети также отсутствует необходимость в администраторе. Контент в социальной сети формируется «снизу вверх», что более полно отражает реальные интересы сотрудников и их связи друг с другом.

В-третьих, корпоративная социальная сеть для бизнеса – это медийный инструмент с понятным для всех пользователям интерфейсом и функционалом, который не требует многократного обучения персонала и адаптирования к новому сервису. В отличие от портала, корпоративная социальная сеть менее мобильна, однако, при этом способна оперативно реагировать на запросы сотрудников. Ввиду этого, несмотря на то, что пользователю может потребоваться администратор для обеспечения технического функционирования корпоративной сети, он скорее выступит в роли «лица, ответственного за технические вопросы», чем в роли создателя контента.

В настоящее время социальные сети для компаний являются неотъемлемой частью рабочего процесса. Но, как же будут развиваться эти сети в ближайшем будущем и какие тренды будут определять их использование?

Один из основных трендов – это забота о коллективе. Прогрессивные руководители понимают, что запрет на использование социальных сетей ни к чему не приведет, так как сотрудники будут пользоваться ими через мобильные устройства, а это может привести к неконтролируемому процессу, который повышает репутационные риски. Поэтому, менеджмент предпочитает гибкий подход, отказываясь от запрета на социальные сети и устанавливая их корпоративные версии.

Еще одной тенденцией является переход к системе быстрого обмена новостями и безопасным перепискам в рамках сети. Отказ от использования устаревших средств общения может негативно отразиться на рабочем процессе, или привести к молчаливому, но массовому саботажу.

Сеть LOQUI BUSINESS полностью соответствует стандартам, используемым в самых продвинутых мессенджерах планеты, что гарантирует максимальную защиту коммерческой тайны или просто важных для компании данных.

Среди трендов развития корпоративных социальных сетей можно отметить возрождение онлайн-помощи, минималистичный дизайн, умный поиск и инструменты для мотивации сотрудников, такие как геймификация, ведение дискуссионных форумов и создание раздела личных объявлений.

Вы занимаетесь продвижением новой корпоративной социальной сети LOQUI BUSINESS. Что делает этот продукт уникальным и интересным для пользователей?

Дмитрий Борисов, основатель проекта: LOQUI BUSINESS стартовал как социальная сеть, созданная специально для людей, с интерфейсом, аналогичным обычным соцсетям, которые люди используют в своей повседневной жизни. Это позволяет сотрудникам чувствовать себя комфортно и уверенно при использовании нового инструмента.

Однако, LOQUI BUSINESS также решает ряд задач, которые могут быть полезны для бизнеса. Он объединяет сотрудников разных департаментов, стирая границы между ними, даже если они работают в разных городах. Это помогает заинтересовать коллег и повысить мотивацию, укрепить командный дух, что действительно положительно отражается на лояльности и отношениях сотрудников.

Кроме того, LOQUI BUSINESS предоставляет возможности для сотрудников, такие как использование общей базы знаний, участие в мозговых штурмах и группах по интересам, а также прямое общение с топ-менеджментом. Пользователи также могут создавать личные события, предлагать свои услуги, продавать товары и отмечать места. Уникальная функция геолокации позволяет сотрудникам находить коллег на конференциях, размещать информацию с геопривязкой и быстро находить адреса офисов и мест проведения встреч.

Несмотря на то, что LOQUI BUSINESS не имеет таких многочисленных рабочих функций, как у конкурентов, это было сделано специально. По мнению экспертов, психология человека такова, что он не будет свободно общаться через рабочий инструмент. Почта или корпоративный портал никогда не смогут заменить социальные сети в этом плане. LOQUI BUSINESS интегрируется легко с другими программными продуктами, такими как «1С-Битрикс», Office365.

Интервью проведено с основателем проекта, Дмитрием Борисовым, который пожелал успехов в продвижении идей корпоративной социальной сети в целом и LOQUI BUSINESS в частности.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *