Какой вид международных перевозок грузов выбрать? Ищем выгодный вариант
При занятии внешнеэкономической деятельностью невозможно обойтись без перевозки товаров через границу и их дальнейшего таможенного оформления. Однако, какой вид транспорта лучше использовать для международных перевозок, и как побыстрее пройти таможенные процедуры? Здесь ответ для каждой конкретной задачи может отличаться. В то же время, существуют общие принципы осуществления международных перевозок, которые могут помочь разобраться в этом вопросе.
Международные перевозки грузов – это пересечение границ нескольких государств в процессе доставки. Отвечать за этот процесс и устанавливать требования к перевозке грузов между государствами отвечают международные транспортные конвенции. В свою очередь каждая страна устанавливает свои правила международных перевозок, включая таможенные пошлины и прохождение границ. Таможенный кодекс Таможенного союза объединяет правила перевозки грузов в странах-членах Таможенного союза.
В целом, таможенное оформление товаров проходит три этапа:
- Таможенное оформление в стране-экспортере, которое включает в себя подготовку пакета документов на вывоз товаров, необходимых договоров, сертификатов и лицензий. Оформление экспортной декларации является его завершением.
- Перемещение через границу, когда товар загружается в транспортное средство и, при необходимости, пломбируется таможенным органом отправительной страны.
- Таможенное оформление в стране-импортере, включающее заполнение таможенных деклараций, уплату таможенных налогов, а также прохождение ветеринарного или фитосанитарного контроля в зависимости от законодательства страны-импортера.
Если доставка товаров грузополучателю осуществляется под таможенным контролем, соблюдают следующие правила:
- Вносится денежное обеспечение или предоставляется банковская гарантия для уплаты таможенных пошлин и сборов.
- Таможенный перевозчик осуществляет доставку, или для перевозки назначается таможенное сопровождение, при перемещении железнодорожным транспортом обеспечение не требуется.
- Книжка МДП (Carnet TIR) применяется для автомобильных перевозок.
- Транспортные средства должны иметь свидетельство о допуске к перевозкам под таможенными печатями и пломбами, или разовый допуск к перевозке.
Морские перевозки грузов являются одной из наиболее популярных и эффективных форм доставки грузов по всему миру. Кодекс торгового мореплавания является основным документом, регулирующим договор морской перевозки груза. Статья также отмечает, что перевозка грузов морским транспортом, осуществляемая юридическими лицами, подлежит лицензированию Минтрансом РФ.
Когда грузы прибывают на морской порт, все таможенные органы находятся в месте назначения и отвечают за оформление грузов. Чтобы оформить процедуру доставки, таможенный орган должен получить ряд документов. Среди них Коносамент, данные о товарах и их стоимость включая счета-фактуры или счета-проформы, а также документы, подтверждающие, что товары не облагаются таможенными пошлинами и налогами, если таковые имеются. Если происходит доставка товаров, предназначенных для гуманитарной помощи или дипломатических представительств, дополнительные документы также должны быть предоставлены для таможенного оформления. В некоторых случаях законодательство РФ также требует предоставления лицензий или их нотариально удостоверенных копий. И наконец, для того чтобы идентифицировать грузы, многие документы для описания, фотографии, схемы и чертежи должны также быть предоставлены таможенным органам.
Международные перевозки грузов на автомобилях – это ответственный процесс, при котором множество документов необходимо представить таможенному органу. Перевозчик должен сообщить следующую информацию:
- Международная товарно-транспортная накладная (CMR) – это договор перевозки, который устанавливается между отправителем и перевозчиком. Обычно этот документ состоит из трех экземпляров: один для отправителя, другой для таможни и третий – для перевозчика. Его содержание должно соответствовать Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов по дорогам (КДПГ) 1956 года.
- Счет-фактура или счет-проформа – это дополнительный документ, предоставляющий информацию о кодах товаров согласно товарной номенклатуре ВЭД.
- Талон контроля – это неотъемлемая часть процесса перевозки, который необходим при въезде на территорию.
- Международная книжка перевозок опасных грузов (МДП) – это документ, который необходимо заполнить согласно конвенции МДП 1975 года.
В случае, если это предусмотрено ФТС РФ, осуществляется досмотр товаров и транспортных средств, а также составляется соответствующий акт таможенного досмотра.
Международные авиаперевозки требуют соблюдения определенных правил и предоставления необходимых документов при ввозе товаров. В этом процессе командир воздушного судна или уполномоченный агент должны предоставить таможенному органу, расположенному в аэропорту, следующие документы: генеральную декларацию, грузовые ведомости, авианакладные, задание на полет, счета-фактуры, счета-проформы, инвойсы, спецификации, лицензии, сертификаты.
Генеральная декларация содержит информацию о воздушном судне, эксплуатанте, маршруте полета и экипаже. Грузовые ведомости содержат данные о всех перевозимых на борту товарах. Что касается остальных документов, их наличие и количество зависят от типа и характера перевозимых товаров.
Необходимо отметить, что выгрузка товаров с борта воздушного судна может быть осуществлена только после таможенного оформления самого судна и только с разрешения сотрудника таможенного органа. Соблюдение всех необходимых формальностей и предоставление документов вовремя - залог успешного прохождения таможенных процедур и осуществления международных авиаперевозок без проблем.
Международные железнодорожные перевозки грузов: необходимые документы и советы
При ввозе товаров по железной дороге таможенный орган требует уведомления следующими документами: международной железнодорожной накладной, счета-фактуры или счета-проформы со сведениями о товарах и их стоимости, передаточной ведомости или натурного листа. Натурный лист представляет собой подробную информацию о перевозке насыпных и наливных грузов. Обязательно предоставлять два экземпляра документов: один остается в таможенном органе, а второй возвращается сотруднику станции.
Таможенный орган может потребовать предъявить прибывшие товары для осмотра, досмотра, взятия проб и образцов.
При планировании международных перевозок учитывайте, что самый дешевый, но одновременно и медленный транспорт – это морской. Наибольшую свободу планирования маршрута в сочетании со скоростью и надежностью дают воздушные и автомобильные перевозки. Однако, по железной дороге удобнее всего отправлять насыпные и наливные грузы. Также, железнодорожные перевозки могут быть привлекательными для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов.
Фото: freepik.com