Процедура оформления покупки квартиры
Приобретение жилья своими силами — это, безусловно, непростая задача, особенно если вы не обладаете необходимой юридической подготовкой или не приобретаете жилье у доверенных вам лиц. В подавляющем большинстве случаев без помощи профессионального риэлтора не обойтись: для этого потребуются не только формальные вопросы, связанные с подготовкой документов, но и оценка стоимости квартиры, а также юридическая проверка безопасности предстоящей сделки.
На что следует обратить внимание при покупке квартиры своими силами? Ниже представлены основные этапы этого процесса.
В этой статье мы рассказываем о том, как необходимо оформлять покупку квартиры. Прежде чем заключить договор на покупку, необходимо подвергнуть объект тщательной проверке на наличие юридических проблем.
Проверка покупки квартиры включает анализ различных критериев, таких как физическое и психическое состояние продавца, возраст и наличие заболеваний, которые могут повлиять на психоэмоциональное состояние продавца. Если такие диагнозы имеют место, то продавец или его родственники могут инициировать судебные разбирательства, оспаривая сделку как недействительную.
Если покупка осуществляется по наследству, нужно убедиться в подлинности завещания и узнать срок, прошедший со дня смерти предыдущего правообладателя. Также необходимо проверить юридическое основание для перехода жилой недвижимости к наследнику.
Если покупка совершается по решению суда, нужно убедиться в подлинности судебного решения и возможности его отмены или обжалования в вышестоящих инстанциях.
Кроме того, необходимо узнать количество правообладателей продаваемой недвижимости и отношения между ними. При наличии долей собственности на квартиру может возникнуть ситуация оспаривания сделки купли-продажи на основании статьи 250 ГК РФ.
Важно проверить объект жилой недвижимости, включая информацию о прошедших и возможных будущих ремонтах, перепланировках, реконструкциях, возможном сносе и состоянии коммуникаций. Также нужно убедиться в подлинности всех правоустанавливающих документов.
Покупатель вправе потребовать от продавца архивную выписку из домовой книги, справки ПНД и НД на всех собственников и кадастровый паспорт, в котором отражены перепланировки в квартире.
Кроме того, покупатель может самостоятельно обратиться в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и заказать соответствующую выписку, содержащую информацию о продаваемой квартире. Это даст возможность узнать имя владельца объекта недвижимости и юридические основания получения им прав собственности на жилье.
Не забывайте, что официальный срок изготовления выписки - до 10 календарных дней. Лучше это сделать накануне подписания договора купли-продажи.
Оформление документов при покупке недвижимости - важный этап для каждого покупателя. Чтобы успешно приступить к оформлению, необходимо проверить все данные об объекте и его собственниках. После этого можно внимательно ознакомиться с договором купли-продажи, лучше всего сделать это совместно с опытным риелтором. При составлении такого договора обязательно должны быть указаны данные о недвижимости, ее стоимость и собственниках.
Для дополнительной защиты покупателя и продавца при сделке на кредитные средства, такие как ипотека, оплата жилищным сертификатом, материнским капиталом или субсидией, нужны дополнительные документы, такие как договор ипотечного кредитования и закладная. Иногда банки могут потребовать и некоторые другие документы.
После того, как все документы собраны и проверены, договор купли-продажи можно подписать и произвести оплату приобретаемого объекта. Важно убедиться, что продавец не получит денежные средства раньше, чем квартира будет переоформлена на покупателя.
Заключение сделки желательно проводить в переговорной комнате в банке, имеющем депозитарий, который выбирается по согласованию сторон. В договорах аренды ячеек прописываются условия доступа и определяются необходимые документы для доступа к ячейкам. Это обеспечивает наилучшую безопасность и для покупателя и для продавца.
В тот же день должна быть предоставлена в Росреестр (Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии) вся необходимая юридическая документация, и в присутствии представителя Федеральной службы должно быть подписано заявление на регистрацию сделки. Затем покупателю следует получить расписку с перечнем предоставленных документов и указанием даты их возврата после регистрации и получения свидетельства о праве собственности на недвижимость. Время на оформление такого свидетельства варьируется от недели до месяца, в зависимости от типа сделки.
Издержки на оформление приобретения квартиры
Составляющие расходы на оформление приобретения квартиры:
- государственная пошлина, взимаемая за регистрацию перехода права собственности (сумма пошлины рассчитывается исходя из цены квартиры и может быть распределена между покупателем и продавцом);
- гонорар нотариуса;
- гонорар агентства недвижимости, предоставляющего услуги по правовому сопровождению сделки.
Заключительным этапом осуществления покупки квартиры является подписание акта приема-передачи объекта недвижимости, по окончании которого сделка считается законченной.
Необходимо знать все этапы процедуры приобретения квартиры, вне зависимости от того, проведете ли вы сделку самостоятельно или будете обращаться за помощью к риэлторам. Еще до начала процесса ознакомьтесь с графиком работы официальных служб и банков, которые понадобятся вам, а также сроками оформления документов. Помните, что обычно продавец заинтересован в быстрой сделке, а его квартира может привлечь и других покупателей.
Фото: freepik.com