Административное исковое заявление К. об оспаривании решения призывной комиссии по мобилизации граждан в части отказа в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по моби
Административный истец К., обратившись в Губкинский городской суд Белгородской области с административным исковым заявлением, указал, что имеет право на отсрочку от призыва по мобилизации.
Административный истец К., обратившись в Губкинский городской суд Белгородской области с административным исковым заявлением, указал, что имеет право на отсрочку от призыва по мобилизации.
Вместе с тем, на основании Указа Президента Российской Федерации «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» от 21 сентября 2022 года № 647, он по решению призывной комиссии по мобилизации Губкинского городского округа, призван из запаса на военную службу по мобилизации и направлен для её прохождения в войсковую часть №.
Полагая решение призывной комиссии по мобилизации граждан, оформленное протоколом заседания призывной комиссии по мобилизации граждан Губкинского городского округа Белгородской области от 30 апреля 2023 года, в части отказа в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации незаконным, административный истец К. просит суд признать его таковыми, обязав призывную комиссию отменить решение, и рассмотреть вопрос отсрочки от призыва и принять решение о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации.
В судебном заседании судом на обсуждение вынесен вопрос о передаче дела по подсудности в Курский гарнизонный военный суд.
Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года №262-0 разъяснено, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.
В соответствии со статьей 18 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются военными судами.
Так, в соответствии со ст. 51.2 и 57 Федерального закона от 21 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов создается запас Вооруженных Сил Российской Федерации, состоящий из мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса. Гражданам, пребывающим в запасе, присваиваются воинские звания.
Согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» от 21 сентября 2022 года №647 следует, что граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в ВС РФ по контракту.
В силу п.2 ст.17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Призыв граждан на военную службу по мобилизации, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (п. 3 ст. 20 Закона о мобилизации).
Пунктами 2 и 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года №1609 определено, что военные комиссариаты создаются в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, они являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (Северного флота).
В соответствии с п. 10 ст. 38 Закона о воинской обязанности и военной службе началом военной службы для граждан, имеющих воинские звания и призванных на военную службу, является дата издания приказа военного комиссара субъекта Российской Федерации о направлении к месту прохождения военной службы.
Таким образом, датой начала военной службы является дата издания приказа военного комиссариата о направлении к месту прохождения военной службы и с указанной даты граждане, пребывающие в запасе, приобретают статус военнослужащего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года №1-ФКЗ, военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
С учётом приведенных положений закона административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) призывных комиссий и военных комиссариатов, связанных с призывом по мобилизации, если на день обращения в суд гражданин приобрел статус военнослужащего, относятся к компетенции гарнизонного военного суда.
Согласно предоставленной Военным комиссариатом информации К. 20 октября 2022 года военным комиссаром Губкинского городского округа призван из запаса на военную службу по мобилизации и с указанной даты снят с воинского учета военного комиссариата. К. является военнослужащим войсковой части № и с 1 января 2023 года по настоящее время проходит военную службу в Вооруженных Силах РФ.
На дату обращения в суд с административным иском 26 июня 2023 года К. обладал статусом военнослужащего, в связи с чем, административное дело подлежит рассмотрению гарнизонным военным судом.
Поскольку административный иск предъявлен в суд административным истцом, имеющим статус военнослужащего, зачисленным в списки личного состава воинской части №, суд приходит к выводу о неподсудности административного дела Губкинскому городскому суду.
При таких обстоятельствах административное дело по административному исковому заявлению К. к Призывной комиссии по мобилизации Губкинского городского округа Белгородской области об оспаривании решения призывной комиссии по мобилизации граждан, оформленное протоколом заседания призывной комиссии по мобилизации граждан Губкинского городского округа Белгородской области, в части отказа в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, подлежит передаче по подсудности Курский гарнизонный военный суд.
Помощник судьи К.В. Соболева
Последние новости
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Власти города представили план модернизации общественного транспорта.
Банки смягчают условия кредитования в III квартале 2024 года
В регионе наблюдается рост одобренных кредитных заявок.
Рост заболеваемости в городе: причины и последствия
В последние недели наблюдается значительное увеличение числа заболевших.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку