Путешествуй с Gubkin.city. Зачем ехать в Калмыкию
«В Калмыкию? Зачем?» — удивлённо спрашивали знакомые.
«В Калмыкию? Зачем?» — удивлённо спрашивали знакомые. За впечатлениями!
Мне было интересно побывать в единственном регионе Европы, где традиционно исповедуют буддизм. А ещё — со школьных времён сохранились в памяти рассказы старшего брата, побывавшего со стройотрядом в этом крае кочевников. Вот и воспользовалась выходными, чтобы, как нынче говорят, «перезагрузиться» и «поменять картинку».
Жителям городов, привыкшим к вертикальным линиям и близко расположенным объектам (некоторые офтальмологи даже винят городские пейзажи в массовой близорукости, мол мы редко вглядываемся вдаль), ровный пейзаж до горизонта кажется чем-то нереальным. Едешь-едешь, а вокруг один и тот же вид: по-осеннему рыжая степь, изредка разбавляемая пасущимися стадами и табунами, нечастым кустарником или низенькими деревцами…
Такая — без мельканий, завораживающая, даже медитативная — панорама за окном не отвлекает от размышлений наедине с собой. В современном темпе жизни это — настоящий подарок. Моя «перезагрузка» началась.
Кстати, неожиданное наблюдение: юрты в степи (насколько хватало взгляда) не видны — встречались разве что как арт-объекты у придорожных кафе или автозаправок, которые, как и традиционные дома кочевников, редки вдоль трассы Волгоград – Элиста.
Такая юрта повстречалась по путиФото: Анна Шишкина
Правда, ближе к столице республики, цивилизация проявляется всё чаще, а рельеф степи становится холмистым. По пути встречается много современной дорожной техники — идёт капитальный ремонт шоссе, основного вида транспортной связи с соседним регионом. Со Ставропольским краем есть железнодорожное сообщение, а вот с Волгоградом — только автодорога, впрочем, как и с другими «соседями» республики.
Вот ты какая, Элиста!Идёт благоустройство и в столице Калмыкии — обновляют жилые кварталы ещё советский застройки, благоустраивают дворы. Примечательно, что уже на детских площадках притягивают взгляд сооружения, похожие на пагоды — дань буддийской культуре.
А в центре Элисты не перестаёт удивлять соседство современных многоэтажек — с «местами силы» жителей столицы. Интересно наблюдать, как, пробегая по своим делам, элистинцы прокручивают красные молитвенные барабаны (калмыки называют их кюрде), наполненные текстами с молитвами-мантрами. Вращение барабана заменяет их прочтение — так приверженцы этой духовной традиции отправляют свои помыслы Будде.
Фото: Анна ШишкинаТы — словно в другой реальности. Вот знакомые и понятные «хрущёвки», а рядом — непривычная буддийская архитектура: пагоды, ворота, ступы, молитвенные барабаны... И речь кругом русская, а лица — восточные. Вот так «смена картинки»! Хотя, слышен и калмыцкий. Местные говорят, что он схож с монгольским и они без труда понимают гостей оттуда.
В Элисте нет суеты и помпы столичного города. Она скорее похожа на региональный центр. Скромная и спокойная, но с шармом — такие города мне нравятся. Здесь на каждом шагу — неявные памятники труду и усердию. Все парки и скверы — рукотворные и сохраняемые с большими усилиями, ведь природные условия суровые. Резко континентальный климат с весьма морозной малоснежной зимой и жарким — до +50 — летом. Водных ресурсов мало, здесь, в Элисте, питьевая вода — привозная. Потому садоводство очень непростое дело.
Ажурные решётки на домах не дань национальной культуре, а функциональный архитектурный приём, помогающий защитить квартиры от палящего солнцаФото: Анна Шишкина
А ещё то тут, то там на фасадах домов — портреты. Дань уважения как былинным героям, так и современным, например Оки Городовикову. Во время гражданской войны он командовал 2-й Конной армией, участвовал в Великой Отечественной войне, уйдя в отставку, писал об истории кавалерии в России. Он дядя ещё одного легендарного калмыка — Басана Городовикова. Возглавляемая им 184-я Духовщинская стрелковая дивизия в августе 1944 года первой из советских подразделений вышла на государственную границу, которая пролегала до войны между СССР и Германией. Жители республики чтят память боевого генерала, возродившего Калмыкию в послевоенное время. В центре Элисты ему возвели памятник, в его четь названы улицы и даже целый район Калмыкии и Калмыцкий государственный республиканский университет.
Басан Городовиков возглавил Калмыкию в 1961. Столица лежала в руинах, не было людей — после сталинской депортации на родину из Сибири вернулась лишь часть жителей. Чтобы решить проблему нехватки рабочих рук, Городовиков обратился за помощью к демобилизовавшимся солдатам. Откликнулись сотни — этих строителей, водителей, механиков и механизаторов называли «городовиковским призывом». С их помощью отстроили дома и дороги, возвели университетские корпуса и аэропорт, возродили сельское хозяйство. Вот такая быль.
Вообще к своей истории калмыки относятся бережно. Например, памятник Басану Городовикову установлен на Аллее Героев, где размещены портреты 26 Героев Советского Союза и России и 36 Героев Социалистического труда. Здесь же в парке «Дружба», заложенном ещё в довоенные 40-е, сохранили немало памятников советской эпохи, объектов культурного наследия Калмыкии.
Ещё один знаковый монумент в Элисте посвящён трагической странице истории калмыков — депортации. Это мемориальный комплекс «Исход и Возвращение». Бетонные плиты, как зарубки — с 1943 года, когда в Сибирь, Северный Казахстан и на Дальний Восток были отправлены первые эшелоны с семьями депортируемых, до 1958-го — времени реабилитации и восстановления республики, ведут от деревянного вагона (там расположен музей) к зелёному холму, вершину которого венчает памятник авторства скульптора Эрнста Неизвестного.
Фото: Анна ШишкинаСправка С 2004 года 28 декабря является памятным днём жертв депортации калмыцкого народа. Этот день в республике нерабочий.
Но вернёмся в исторический центр Элисты — парк «Дружба», на обширной территории которого подружились памятники советской эпохи с современными арт-объектами и символами буддизма. Если идти от Аллеи Героев к пощади Ленина, то сразу же притягивают взгляд «Золотые ворота» или, по-калмыцки, «Алтн Босх» (на главном фото) . На них символически изображены важные станицы истории. По правой стороне на ворота смотрит Белый Старец — хранитель жизни и долголетия. А по левой расположена статуя Будды — её поставили в 1995 году в честь 60-летия Далай-ламы XIV.
Фото: Анна ШишкинаА пройдя Золотые ворота (рекомендуют при этом загадать желание), выходишь на площадь Ленина — квинтэссенцию калмыцкой толерантности. Где памятник Ленину (в роду которого тоже были калмыки) «взирает» на пагоду Семи дней и фонтан «Три лотоса». Примечательно, что здание парламента — Народного Хурала — выглядит гораздо скромнее первого корпуса Калмыцкого госуниверситета. Как говорится, всё лучшее — студентам, лекции для которых читают в стенах памятника архитектуры в стиле конструктивизма — это одно из немногих сохранившихся в Элисте зданий довоенной постройки.
Молитвенный барабан в пагоде Семи дней на площади Ленина повернуть не так-то просто — видимо, в него поместили не одну тысячу мантр. Говорят, что этот кюрде изготовили в Тибете, кстати, калмыки исповедуют именно тибетское направление буддизма. Об этом — следующая страница путевых заметок.
Магическое число и всё почасовойСимволы буддизма в Элисте стали появляться в середине 1990-х, а в середине 2000-х в столице построили крупнейший буддийский храм республики — новый центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни». В нём расположена самая высокая в Европе — девятиметровая — покрытая золотом статуя Будды. Она полая, но заполнена буддийскими реликвиями, а также семенами растений, характерных для Калмыкских степей, землёй из разных районов страны.
Золотая обитель Будды ШакьямуниФото: Анна Шишкина
Кроме богато украшенных росписью молитвенных залов, здесь есть музей, библиотека, конференц-зал, фотогалерея, этаж для живущих здесь монахов и даже резиденция Далай-Ламы — она всегда готова к его визиту в Калмыкию.
Это действующий храм. Фотографировать внутри нельзя, как и подниматься на алтарь тем, кто зашёл на экскурсию. А вот верующие совершают здесь ритуалы — интересно наблюдать действия, непонятные непосвящённому человеку, но выстроенные в определённую систему, характерную для этой религии.
В цокольном этаже волонтёры делают наполнение для молитвенных барабанов — это непростой и кропотливый труд: написанные на полосках бумаги мантры сворачивают в очень тугие рулончики, уплотняя их постукивая деревянными палочками-грузами. Затем такие рулончики собирают в многоярусные цилиндры — их и помещают в кюрде.
Вокруг хурула установлены 108 (сакральное число в буддисткой традиции) молитвенных барабанов, установленных секциями по 16 штук. Они вращаются легко, даже силой ветра. А по углам храма в беседках установлены ещё четыре — очень большие, чтобы их прокрутить нужно силу приложить. Каждый круг большого барабана отмечает звон колокольчика, задевающего металлический прутик. Число оборотов, как и направление вращения — определённые.
Фото: Анна ШишкинаВ буддизме всё делается по часовой стрелке, как движение внутри и вокруг храма, так и обряды, вращение кюрде. А вот количество раз — местные жители просветили, что нечётное или то самое сакральное — 108. Считается, что если трижды обойти хурул по часовой стрелке, вращая молитвенные барабаны и читая при этом мантру «Ом мани падме хум», то можно очистить карму.
Не знаю насчёт кармы, а вот от суетных мыслей голова освобождается. Вокруг царит умиротворение, а звон колокольчиков создаёт какое-то волшебное настроение.
Кроме больших барабанов по внешнему кругу храма установлены скульптуры великих буддийских учителей — 17 Пандитов монастыря Наланды. О каждом можно прочесть на специальной доске. Такие статуи есть лишь в элистинском хуруле.
Фото: Анна Шишкина
Ограда хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» тоже примечательна — на ней установлены ступы. Это архитектурно-скульптурное культовое сооружение, которое возводят в честь какого-то события.
Больше об этой религии можно узнать в Элистинском буддийском центре, где построена ступа Просветления. Её ещё называют «исполнитель всех молитв»: в ступу заложено несколько реликвий, а в основании установлен молитвенный барабан с 50 миллионами мантр. В центре проходят не только медитации, но и лекции об основах буддизма и практик.
Это чай?Перечислять и обходить достопримечательности можно долго, пора и пообедать. Я считаю, что лучше узнать народ можно, попробовав его национальные блюда. Степная кухня — это мясо, молоко и тесто. Но первое, о чём подумала — калмыцкий чай. В нашем понимании это скорее не напиток, а сытный… суп. Смесь чёрного и зелёного чая варят в молоке, добавляют соль, мускатный орех, сливочное масло, а то и шкварки! Выпил пару пиал — и наелся. Этот вид питья распространён у кочевых народов (как и чай в брикетах — попробуй отломить кусочек, зато при кочевой жизни легко перевозить, места занимает мало).
Мне было интересно попробовать аутентичный напиток, который готовят и пьют сами калмыки. Он называется джомба. В столице подают скорее рафинированный вариант — не очень солёный и жирный, с добавлением сливочного масла для вкуса. Напиток приятный, хорошо согревающий после прогулки в ветренную погоду. К нему обычно подают борцоги — калмыцкие пончики или лепёшки, жареные во фритюре.
Ещё один кулинарный специалитет — бёреки или бериги, так их вариативно называют. По сути — пельмени, по форме, скорее, вареники, но интересной лепки, ёлочкой. Подают с маслом, но можно попросить и с бульоном — бёрек как раз уютно помещается в столовую ложку. А как вкусно! И сытно: сил на долгие прогулки хватит.
Фото: Анна ШишкинаЧто я с собой увезла из Калмыкии? Конечно, калмыцкий чай-кирпичик и рецепт приготовления джомбы, а ещё — умиротворение и множество впечатлений. И это я из столицы Калмыкии не выезжала! Очень хочу вернуться, чтобы увидеть весеннюю цветущую степь (обожаю тюльпаны!) и юрты на её просторах, реликтовые солёные озёра, а ещё — с розовой водой, и горящий источник, и кусочек пустыни с поющими барханами… Словом, здесь есть ещё что посмотреть.
Анна ШишкинаПоследние новости
Житель Чернянского района попадет на скамью подсудимых за кражу автомагнитолы
Заместителем прокурора Чернянского района утвержден обвинительный акт по уголовному делу в отношении 18-летнего местного жителя.
Ещё 6 700 жителей Белгородской области получат единовременные выплаты в связи со сложной оперативной обстановкой
Оперативным штабом принято решение о назначении выплат жителям 18 населённых пунктов области Сегодня на брифинге в здании Правительства министр социальной защиты населения и труда Белгородской области Елена Батанова р
Вячеслав Гладков рассказал о первом в России сервисе, где жители могут наблюдать за работой снегоуборочной техники
Губернатор Белгородской области в телеграм-канале ответил на вопрос, могут ли жители региона контролировать, как идёт снегоуборочная кампания.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения